На исходе сил на пороге страстной седмицы

Митрополит Антоний Сурожский

Мы вступаем в тяжелые дни. В дни, когда мы вспоминаем Страсти Христовы, в дни, когда и нам нелегко будет приходить в храм, выносить долгие службы, молиться. Многие поставят перед собой вопрос: А стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?

Вспомните тогда то, что было в дни Страстей Господних: сколько было народа, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, – как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течении этих немногих страшных дней… И как сотни, вероятно, народа хотели бы вырваться из этой недели, быть свободными от того, что происходило: от гнева, от страха, от ужаса. Продолжить чтение

Об исповеди и покаянии

Исповедь

Митр. Иларион (Алфеев)

Великий пост – время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги. В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и с собственной совестью.  Но от многих людей приходится слышать примерно следующее: «Годами прихожу на исповедь, годами называю одни и те же грехи, и ничего в моей жизни не меняется». Так, конечно, происходить не должно: что-то должно меняться в нашей жизни после каждой исповеди. Закон духовной жизни таков: человек никогда не стоит на месте – он идет или вперед, или назад. И покаяние нужно нам, чтобы вновь и вновь возвращаться на путь, ведущий к Богу. Продолжить чтение

Проповедь архиепископа Феогноста в Зачатьевском монастыре

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несть человек, иже не согрешит. Един Господь без греха. И у нас есть великое таинство покаяния, потому что пребывание во грехе тягостно и безрадостно. Но покаяние не имеет ничего общего с унынием, отчаянием. В покаянии всегда присутствует умиление. Если человек во время покаяния не умиляется, а ожесточается сердцем, это значит не спасительное покаяние.

В Священном Писании есть два примера покаяния. Первый пример – это Иуда. Как о нем сказано, он «раскаялся». То есть он пожалел о содеянном, но потом пошел и повесился. И другое покаяние апостола Петра. Он трижды отрекся от Христа, но у него была глубокая вера. И он всю свою жизнь посвятил проповеди Христа. Его жизнь была покаянием, но в этом покаянии была великая любовь, было великое смирение и умиление. Продолжить чтение

Литургия Преждеосвященных Даров

Дары

Одной из особенностей великопостного богослужения является служба Литургии Преждеосвященных Даров. Здесь приведено ее краткое описание и объяснение смысла по книге протоиерея Александра Шмемана «Великий Пост».

Богослужебный устав гласит, что ни в коем случае не должно совершать божественной литургии от понедельника до пятницы включительно, кроме как если Благовещение случится в один из этих дней. Однако по средам и пятницам совершается, соединенное с вечерней, особое богослужение, называемое Литургией Преждеосвященных Даров, за которой можно причащаться.

В общих чертах, здесь выражается и применяется один из основных принципов богослужения: совершение Евхаристии несовместимо с постом. В православии совершение Евхаристии всегда праздник и радость. Это прежде всего таинство явления Христа, Его присутствия среди своих учеников и поэтому празднование, очень реальное, Его Воскресения. Каждый раз, когда Церковь совершает Евхаристию, она  на небе, в своем небесном отечестве. Она восходит туда, куда Христос вознесся, дабы нам «есть и пить за трапезой Его в Его Царстве»… Теперь становится понятным, почему Евхаристия несовместима с постом, потому что, когда мы постимся, мы изображаемся Церковью, как странники на пути к Царствию Небесному. А «сыны чертога брачного», как сказал Христос, «не могут печалиться, пока с ними жених» (Мф. 9,15). Но почему же тогда, можно спросить, в дни поста все же допускают к Причастию за Литургией Преждеосвященных Даров? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны рассмотреть еще одно объяснение православного понимания Причастия. Если Причастие есть завершение всех наших подвигов, цель, к которой мы стремимся, величайшая радость нашей жизни во Христе, оно также необходимый источник и начало самого нашего духовного подвига, божественный дар, благодаря которому нам становится возможным знать, желать и стремиться к «совершенному причастию в невечернем дне» (бесконечном дне) Царствия Божия. Мы предвидим и предвкушаем его славу и счастье, но мы все еще на земле, и все наше земное существование является поэтому длинным и часто трудным путем к завершающему все Дню Господню. На этом пути нам нужны помощь, поддержка, сила и утешение, потому что «князь мира сего» еще не «сдался». Наоборот, зная, что он побежден Христом, он предпринимает последнюю, отчаянную борьбу против Бога, стараясь оторвать от Него насколько возможно больше душ. Так трудна эта борьба и так велика власть у «Врат Адовых», что Христос Сам говорит нам про «узкий путь», немногим доступный. И в этой борьбе именно Тело и Кровь Христовы наша главная помощь, та «насущная пища», что поддерживает жизнь нашего духа и благодаря которой, несмотря на все искушения и опасности, мы следуем за Христом. Продолжить чтение

Канон преподобного Андрея Критского

Великий покаянный канон

На утрене четверга пятой седмицы Великого поста (которая называется в народе «Марииным стоянием») в церкви полностью прочитывается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который уже читался с понедельника по четверг первой седмицы Поста. В этой связи мы хотели бы еще раз напомнить смысл этого канона, воспользовавшись книгой известнейшего православного богослова протоиерея Александра Шмемана «Великий пост».

Великий покаянный канон св. Андрея Критского можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С исключительным искусством св. Андрей переплетает великие библейские образы — Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь — с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены, как события моей жизни, дела Божии в прошлом, как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены, как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне, как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу. История первого грехопадения — это моя личная история, ведь я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов. Я потерял все божественные дары. Продолжить чтение