• 21
    21.Апрель.Суббота
    Нет событий



Значение поста для человека

Поучение во вторую неделю Великого поста свт. Игнатия (Брянчанинова)

Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянствомСвт. Игнатий (Брянчанинов)

Возлюбленные братия! Душеспасительно нам в дни святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте; душеспасительно нам в дни святыя Четыредесятницы обратить все должное внимание на предостережение от пресыщения и насыщения, сделанное нам Самим Господом: внемлите себе, сказал Он, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством.

Установление поста — Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человечеству, — заповедь о посте. Она была необходимо нужною для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она по падении. Заповедь о посте дана в раю, повторена в Евангелии. Вознесем мысли к божественному установлению поста и созерцанием этого установления оживим, как бы душою, самый подвиг поста. Продолжить чтение

Торжество Православия

Проповедь митрополита Антония Сурожского

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими. Кто из нас может посметь сказать, что он верует так, как описано это в Священном Писании?

В конце Евангелия от Марка нам говорится о том, что верующему все чудеса, будут открыты, языки новыми заговорит, болезнь излечит, мертвых воскресит, если какой-нибудь яд выпьет, не вредит ему: кто из нас может о себе сказать, что у него такая или подобная вера?

О нас можно сказать то, что апостол Павел сказал, что мы несем святыню как бы в глиняных сосудах; мы – глиняные сосуды, мы – сосуды недостойные того содержания, которое нам Господь даёт. И действительно, Церковь нас объемлет, но мы Церковь не объемлем, она необъятная, а мы – малые.

Церковь это не только человеческое общество людей, которые уверовали во Христа. Церковь – это чудо, это присутствие всей тайны Святой Троицы в нашей среде и приобщение наше милостью Божией, благодатью Божией к этому чуду. Первый член Церкви это Спаситель Христос, в Котором вся полнота Божества обитает телесно. Он в теле Своем Бог, Он в Божестве Своем человек. Продолжить чтение

Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Также этот день именуется Прощеным воскресеньем. На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ.

Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Продолжить чтение

Сретение Господне

Когда-то давно праведному Симеону было обещано, что он не покинет этот мир до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя. И старец действительно держал Богомладенца на своих руках. Как происходит встреча человека с Богом сегодня? Почему праздник Сретения Господня входит в число главных событий церковного года? Об этом – фильм митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева).

Рассказ митрополита Илариона состоит не только из исторического повествования о библейских событиях, которые легли в основу праздника, но и о том, что человек видит, попадая в храм. Параллельно с рассказом о смысле праздника затронуты многие другие важнейшие темы, относящиеся к сфере нравственности и духовной жизни, раскрывается учение Церкви по широкому спектру насущных вопросов.

Великая агиасма

Пользуясь в благочестивой домашней жиз­ни святой водой, полезно знать о ней. Освяще­ние воды основывается на самом ее значении в творении, на учении Священного Писания, на событиях земной жизни Иисуса Христа. Благо­датное действие святой воды подтверждается многовековой церковной практикой.

Вода занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания (Быт. 1,2), как об этом повествуется в святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1, 9—10).

Являясь жизненно необходимой в повсе­дневной жизни, вода имеет и более высокое зна­чение, ей свойственна целебная сила, о чем не­однократно говорится в Священном Писании. Со­временник пророка Елисея Нееман «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (4 Цар. 5, 14). Об этом же гово­рится в Евангелии от Иоанна относительно ку­пальни у Овечьих ворот, где «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал во­ду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5, 4). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный (Ин. 9, 2).

В новозаветное время вода служит духов­ному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищении от грехов. В разго­воре с Никодимом Спаситель говорит: «Истин­но, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангель­ское событие ежегодно вспоминается Церковью 6/19 января в праздник Крещения. В песнопе­ниях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, дер­жаву сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…»

В этот праздник в православных храмах со­вершается чин освящения воды. Церковь мо­лится при этом, «о еже освятитися водам… силою и действием, и наитием Святаго Духа…»; «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою и действом, и наитие Святаго Духа…»; «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иор­данову силою и действом, и наитие Святаго Ду­ха…»; «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную…»; «о еже явитися ей отгнанию всякого навета видимых и неви­димых враг…» В молитве, читаемой священни­ком, говорится: «Ты Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Ду­ха, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (то есть ее. — а. М.) нетления источник, освя­щения дар, грехов разрешение, недугов исце­ление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, Ангельския крепости ис­полненную. Да вси почерпающий и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «великая агиасма», то есть вели­кая святыня. Продолжить чтение