«ГРЯДЫЙ ГОСПОДЬ НА ВОЛЬНУЮ СТРАСТЬ»: в Варницком монастыре совершили богослужения Великого Понедельника

Начиная с понедельника идет та самая седмица, во время которой вспоминаются все основные моменты из жизни Иисуса Христа. Во время Богослужения Великого понедельника вспоминаются истории про смоковницу, про злых виноградарей и о прародителе Иосифе, в котором четко виден прообраз Христа. Через все послания Великого понедельника проходит рассуждение о Суде Божьем. «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». (Мф. 21:18-22) В этом эпизоде есть две важные мысли, переданные нам апостолом: все неприносящие плод будут подвергнуты гневу Божию, а также, что все, что бы мы ни попросил с верой, получим по великому милосердию Бога. Еще одно упоминание о событии со смоковницей мы можем встретить в тропаре канона: «Братие, убоявшись приговора, постигшего иссохшую смоковницу за неплодие, принесем плоды, достойные покаяния, Христу, даровавшему нам великую милость».

Продолжает тему неповиновения и бесплодия перед Творцом притча о злых виноградарях. «Хозяин оставил свой виноградник слугам, как Бог даровал землю еврейскому народу. Пришло время, хозяин решил получить урожай, но возомнившие себя хозяевами рабы убили не только посланников, но и сына владельца виноградника.»(Мф.23:38) В этой притче рассказывается о неком добром хозяине виноградника, подразумевающем собой образ Бога, который нанял работников. Когда пришло время отдавать урожай хозяину, виноградари отказались это делать и всех кого бы ни посылает к ним хозяин виноградника они убили, включая его сына, после чего пришел Он сам и наказал их. Так и мы, будучи непокорными воле Бога будем наказаны за это.Далее мы вспоминаем об Иосифе Египетском, упоминание о котором находим в кондаке на Великий понедельник: «Иаков рыдаше Иосифова лишения, и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: египтяныни бо тогда сластем не поработав, воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, и Посылающаго венец нетленный».

Литургия первого дня Страстной седмицы делает упор на суд Божий, знамения последних дней и опасности быть обольщенными обманщиками, которые приходят под ликом Христа.

«Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня». Упоминаемый в ексапостиларии «чертог» представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и таким образом, нам предлагается задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы.

В Великий понедельник начинается чин мироварения. Благовонные смолы, растительные масла и душистые травы варятся в течение трех дней, в это время читается круглосуточная молитва.

В воскресенье вечером в Сергиевском соборе малое повечерие и утреню, а в понедельник утром часы с чтением евангелия от Иоанна и Литургию Преждеосвященных Даров совершил настоятель Троице-Сергиева Варницкого монастыря игумен Пимен (Артюхов).

Богослужебные песнопения исполнило трио учащихся гимназии под управлением студента МДА Вялкова Иоанна.

Пресс-служба Троице-Сергиева Варницкого монастыря

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *