Не верь себе и не ищи своего

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

В древности новый год начинался весной, и церковная жизнь начинается с Великого поста. Ибо это время, когда мы с особой глубиной и в себя проникаем, и ко Господу обращаемся, и стремимся ходить перед Господом. Как внимательно и терпеливо Церковь готовит человека к Святой Четыредесятнице! Вот эти четыре недели: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде и, наконец, Прощеное воскресение

В прошлое воскресенье была неделя о мытаре и фарисее. Краткая притча, суть которой в том, что один надмевался своею праведностью, а другой каялся в своих грехах. И здесь святоотеческая мысль: Богу угоден кающийся грешник, нежели надменный праведник.

Но сегодняшняя неделя о блудном сыне. Евангелие, которое мы слышали сегодня, рассказывало нам о том, как некий человек, имея всё у своего отца, попросил отдать ему его часть, и он уйдет искать своего. И он взял свою часть, ушел и, истратив все, стал нищим, и хотел бы насытиться пищей, которой питались свиньи, но ему не давали. Тогда он вспомнил об отце и пришел к нему.

Много значений в притче, но всегда есть главное, а главное в Евангелии: не верь себе и не ищи своего. Это самое трудное и самое главное в жизни, потому что много поститься – ради здоровья сегодня люди поднимают на себя большие труды – не едят и не пьют, много делать поклонов – сегодня люди много трудятся, кто-то в поднятии тяжестей, кто-то чем-то другим занимается – это легко.

Самое сложное – отказаться от себя, не искать своего и не врать самому себе.

Признак верующего человека, прежде всего в том, что человек не ищет своего. Не в том, как он кладет на себя крестное знамение, не в том, сколько он постится и молится, а в том, насколько он не ищет в жизни своего, и насколько он не верит себе. Но об этом и говорится как-то мало, хотя, это является самым главным и определяющим в жизни человека. И не страшно признаться в том, что ты, пока еще, ищешь своего и веришь себе, потому что когда ты признаешься, у тебя есть шанс исправиться, ибо исправление (покаяние) – это изменение. Но для этого нужно иметь условную точку – признаться в том, что ты не прав, в том, что ты только по видимости верующий. Ты называешь себя верующим человеком, но в тебе нет самого главного, ты ищешь своего. И вот притча о блудном сыне, это как раз притча о том, как человек ищет своего. Отдай мне, Господи, моё, а я с этим как-нибудь разберусь. И так человек живет. И в храм идет, и просит: «дай мне, Господи то, что я хочу». Но ведь это свидетельство глубокого неверия, и Господь по Своей милости дает человеку то, что он просит. Но тяжка бывает доля того человека, кто выпросит то, что не его, то, что ему не принадлежит. И благо, если он как блудный сын покается и придет к Небесному Отцу, испрося у Него, дабы он принял его в число наемников Своих. Но благословен человек, который сначала поверил Богу и не ищет своего. Он сначала доволен тем, что ему дал Господь, потому не ищет своего.

Мы входим в святую Четыредесятницу, и главное содержится в осознании этих простых истин. И притча о блудном сыне заставила нас задуматься о том, что мы ищем в своей жизни – своего или Божьего? И ответ на это вопрос всегда будет положительный. Человек, если признается себе, что он ищет своего и верит себе – он исправится и покается. А если человек, есть праведники в жизни, действительно не ищет своего и не верит себе, то благословен такой человек! Но страшен человек, который не может задать себе такого вопроса, и не имеет мужества и смелости ответить на этот вопрос честно и бескомпромиссно.

И да поможет нам Господь покаяться, осознать простоту и ясность заповедей Господних.

Проповедь председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Каширского Феогноста, произнесённая после Божественной литургии в Неделю о блудном сыне, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *