Отец Павел Великанов разъясняет смысл праздника Благовещения

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — один из самых ярких дней в жизни христианина. Не только потому, что он, как правило, приходится на период Великого поста, отчего его служба всегда особенная. Не только потому, что в этот день «птица гнезда не вьет, а девица косу не плетет», как сказывают в народе. И не только потому, что в этот день по древней доброй традиции выпускают из неволи птиц в ознаменование того, что небо соединяется с землей, Божественное — с человеческим.

Неспроста в тропаре Благовещения говорится: «Днесь спасения нашего главизна», то есть: «Сегодня начало нашего спасения». Если бы не было этого смиренного согласия Пречистой Девы — не соединилось бы Божественное и человеческое, не родился бы Искупитель Адамова греха непослушания. Но почему же это скромное — «се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему» — Святая Церковь сегодня так превозносит, торжественно воспевает и славит?
Чтобы ответить, нам нужно посмотреть на ситуацию Благовещения с внешней, формальной стороны.

Итак, что же происходит? Молодой девушке, обручённой с Иосифом, но еще не ставшей его женой, является ангел с очень интересным — и еще более странным — то ли известием, то ли предложением. Он называет ее «благодатной» и «благословенной из всех остальных женщин». Ничего странного в том, что, будучи обрученной, Мария оставалась девушкой, нет: обручение, как правило, длилось год и было столь же обязывающим, как и брак. Даже его расторжение происходило через развод, и если в этот период умирал мужчина, в законе его невеста именовалась «девицей, являющейся вдовой».

Вскоре после этого первого явления ангела происходит второе. На этот раз архангел Гавриил открывает Марии смысл ранее сказанных слов: ты — благословенна из всех женщин потому, что ты родишь Сына Всевышнего, Сына Божия, Мессию. Мария, будучи девицей, недоумевает: как это может произойти, когда она еще не стала женой Иосифу? В ответ ангел говорит ей нечто невообразимое: на тебя сойдет Святой Дух, тебя покроет Сила Бога, и поэтому Тот, Кто родится таким образом, и станет Сыном Божиим.

Всё это было бы замечательно, очень интересно и даже вдохновенно — если бы только не одно маленькое обстоятельство. Речь идет о беременности. Не духовной, а вполне физической. И Мария прекрасно понимала, что с ней обязан был бы сделать Иосиф, узнав, что его обручница беременна, и не от него. Он обязан был передать ее на суд священников, по которому ее ожидало только одно: побиение камнями насмерть.
Именно так, для вразумления остальных, в Ветхом Завете наказывался грех прелюбодеяния. И давая свое согласие ангелу — а через него и Самому Богу — Мария ставила под удар не свое здоровье или благополучие — всю свою жизнь. Ведь абсолютно всё, что происходит в Благовещенье, для нее неожиданно, непонятно, такого опыта ни у нее, ни у ее близких никогда не было. И она совершенно не знала, что будет дальше!

Оставшиеся нам немногие свидетельства Евангелий о Пречистой Деве только подтверждают это. И вот только теперь становится немного понятным, какую надо было иметь веру в Бога, преданность Ему, бесконечное доверие Ему — чтобы поставить на кон всю свою жизнь и смиренно сказать: «Се, раба Господня! Да будет мне по слову твоему!»

Пречистую Деву в богослужебных гимнах называют «цветом нетления», который от лица всего человечества приносится Богу. Это предел человеческой праведности и чистоты, веры и любви к Богу, который только и мог быть достигнут человечеством. Это итог праведности, по крупицам собиравшийся от потомков Адама до родителей Пречистой, святых Иоакима и Анны. И всё это происходило только ради одного слова — этого абсолютного «да!», сказанного Марией архангелу.
Вот чему и нам следует учиться у нашей Пречистой Владычицы — готовности быть верными Богу даже тогда, когда по-человечески это кажется абсолютно невозможным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *