Покаяние, как примирение с Богом

Проповедь настоятеля Троице-Сергиева Варницкого монастыря игумена Пимена после чтения Евангелия за Литургией Преждеосвященных Даров в Сергиевский соборе, 20 марта 2020 года.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

В дни Великого поста мы часто слышим слова о покаянии. Покаяние означает многое – и изменение жизни в соответствии с заповедями Христовыми, и раскаяние человека: его вопль и плач о грехах. В тоже время, покаяние не будет исполнено глубины без самого главного – примирения с Богом.

Эти слова могут показаться странными. Как мы можем примириться с нашим Создателем? Да, мы можем покаяться, сказать, что мы грешны, признать ошибки и пытаться двигаться дальше. Но что же такое примирение? Это момент, когда падают стены между нами и Господом, преодолевается пропасть, которая мешает нам быть с Ним. Примирение – это сказанные из глубины сердца слова: Да будет воля Твоя.

Когда мы приходим на исповедь, мы видим перед собой крест и Евангелие – символ того, что здесь и сейчас невидимо присутствует Бог. Перед нами стоит Создатель. И разве мы начнём перед ним просто читать с бумажки свои проступки? Разве нам больше нечего ему рассказать? Давайте задумаемся, что было бы, если бы мы ощущали это присутствие более реально?

Скорее всего мы рассказали бы Ему о нашей боли. О том, какие страдания нам причиняет жизнь, какие раны мы наносим себе и близким. Да, мы отступаем от него, но нам тяжело жить в мире, где властвует болезнь и смерть. Возможно, мы даже понимаем ветхозаветного праведника Иова, который не знал, за что терпит страдания. В самые тяжелые моменты жизни, во время отчаяния он взывал к небу:

«Погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!»

Не задаемся ли и мы мыслями о том, что этот мир не совершенен, полон страдания… смерти в конце концов? Мы не можем принять окружающего нас несовершенства. Хотя формально и признаем Господа хозяином нашей жизни. Но все равно злимся и ропщем.

Покаяние, как примирение с Богом – это попытка сказать Господу: «да в этом мире много слез, всё наше человеческое существование это трагедия, но я люблю Тебя, и поэтому верю, что всё это не бессмысленно».

Это вера в то, что Господь знает о том, как страдают люди, потому что страдал на Кресте Сам Господь. Вера в то, что Христос есть врач, который спасает души. Возможно он делает сложнейшую операцию, чтобы спасти нас, но в силу того, что мы люди, мы не понимаем этого.

Когда мы перестаём верить в Божий промысел, в Его заботу о каждом, мы замыкаемся и только в самих себе ищем опору жизни. Мы воздвигаем из себя идолов, чтобы отрешиться от такого мира, в котором властвует смерть и болезнь, чтобы своими силами попытаться утвердиться в этом мире.

В таком случае, мы похожи на Колосса, которого описывает в своём видении пророк Даниил:

«Было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные».

С виду мы несокрушимые, самодовольные, знающие себе цену, но это не мы. Это то лишь панцирь, которым мы заслонились от Бога и ближних. На глиняных ногах ,украшенные золотом, серебром, мы идём вперёд, говоря, что если Бог не может нас защитить, то мы сами защитим себя от этого мира. Но приходит момент: со скалы летит камень и наши глиняные ноги сокрушены. Мы сломлены.

«Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.
Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них».

Примириться с Богом – это осознать, что как бы мы не утверждались в этом мире, без Бога мы просто прах, который скоро опять станет прахом: «земля еси в землю отыдеши».

Примириться с Богом – это дать Ему право быть хозяином нашей жизни, стать Ему сыном, чтобы и он стал нам Отцом:

«Я в Тебя уверовал, я Тебе поклоняюсь; сколько умею – Тебя люблю, сколько умею – стараюсь быть верен Тебе. Ты Хозяин моей жизни не потому, что Ты Властелин, что вся власть в Твоих руках, а потому, что я из глубины моей веры или даже из поверхностной моей веры всеми силами души Тебе даю право быть Хозяином моей жизни. Будь им, Господи, потому что, пока Ты не станешь нераздельно Хозяином всей моей жизни, моя жизнь никогда не выправится, не станет достойной ни меня, ни Тебя, ни людей, которые меня любят и которые верят в меня».

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *