«Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен»: игумен Пимен совершил богослужения Великой Субботы

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробу в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева, о чем нам говорит тропарь погребения: «Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили Истине новое подтверждение.

По сложившейся традиции богослужение Великой Субботы в нашей Обители началось в два часа ночи.

На утрени игумен Пимен в сослужении иеромонаха Вениамина совершил чин погребения. Священнослужители читали похвалы, к которым хор припевал стихи 118 псалма.

После чина погребения читался канон Великой Субботы «Волною морскою». При пении «Преблагословенна еси, Богородице Дево» священнослужители вышли на середину храма чтобы совершить Крестный ход. Игумен Пимен произнес возглас: «Слава, Тебе, показавшему нам свет!» и хор запел Великое славословие.

Совершив каждение плащаницы, и при пении «Святый Боже» торжественная процессия начала свое движение из храма. На улице уже начался рассвет, и звучал медленный, погребальный звон. Обходя весь монастырь с Плащаницей, мы воспоминаем сошествия Иисуса Христа во ад, Его победу над смертью.

Крестный ход возвращается в храм и Плащаница подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом, и что Он Своими страданиями и смертью снова открыл нам двери рая.

После этого Плащаницу вновь возвращают в центр храма и звучит пророчество Иезекииля о всеобщем воскресении, чтение апостола о новой Пасхе и Евангельское повествование о том, как первосвященники просили у Пилата приставить стражу ко Христову гробу.

После утрени началась вечерня с Литургией святителя Василия Великого. На «Господи, воззвах» на ряду со стихирами Великой Субботы звучат и воскресные стихиры 1-го гласа. После входа с Евангелием читаются 15 паремий. В конце чтения 6-ой паремии, повествующей о чудесном переходе евреев через Чермное море, певчие поют слова Библейской песни с припевом: «Славно бо прославися». Чтение паремий заканчивается пением песни трех отроков с припевом: «Господа пойте и превозносите во вся веки».

На литургии вместо Трисвятого поется гимн «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», напоминающий об обычае крестить оглашенных в Великую Субботу. После чтения Апостола, вместо пения «Аллилуия» звучат стихи 81-го псалма с припевом последнего стиха: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». В это время священнослужители облачаются в белые ризы, как и облачение всего храма становится белым.

И вот, священник исходит из алтаря белом одеянии с Евангелие, чтобы возвестить весть о Воскресении, подобно Ангелу: «Был же вид его как молния, и одежда его бела как снег. Страхом перед ним были потрясены стерегущие и стали как мертвые. И заговорил Ангел и сказал женщинам: не бойтесь; я знаю, что вы Иисуса распятого ищете. Его нет здесь: ибо восстал Он, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где Он лежал, и идите скорее, скажите ученикам Его, что Он восстал из мертвых». (Мф 28:3–6)

Вместо Херувимской в этот день поется песнь:

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Вместо «Достойно» хор исполнил ирмос 9-ой песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семени зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

После заамвонной молитве игумен Пимен совершил благословение хлеба и вина, которыми раньше подкрепляли себя для слушания чтения книги Деяний апостольских и последующей Пасхальной службы, так как в древности литургия в этот день совершалась вечером.

В современной же практике, литургия в Великой субботы служится утром. Вечером читается книга Деяний апостольских (полностью).

За богослужением пел хор учащихся Варницкой гимназии под управлением Романа Владимировича Чувикина.

Пресс-служба Троице-Сергиева Варницкого монастыря

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *